Эта, приписываемая Гиппократу заповедь врача, вновь вспомнилась мне на последней консультации, когда пациентка, ссылаясь на слова специалиста, сказанные ей в другом медучреждении, сказала: «Сделайте мне миниабдоминопластику, а я доплачу».
Я сразу вспомнил годы своей врачебной юности, ординатуру и слова профессора, заведующего кафедрой: «Чем проще вы разговариваете с пациентом, тем доверительней диалог. Чем более доступны слова специалиста, тем он глубже и профессиональней».
И действительно, вегетососудистая дистония, дискинезия желчевыводящих путей и иные термины, которые слышит ошарашенный пациент, вводят его в ступор, и он выслушивает их, поражаясь своему «невежеству» и убеждаясь в нем. Хотя зачастую напротив него сидит просто «говорящая голова», которая, собственно, и олицетворяет это самое невежество.
К «говорящей голове» можно отнести и некоторые публикации в Интернете. «Лазерная липосакция», «плазмолифтинг», «биоревитализация» - подобной терминологией пестрят интернет-публикации «блестящих» журналистов. Притом, мало из них кто знает, что самая распространенная патология - целлюлит - переводится как воспаление клетчатки, то есть флегмона, и означает совсем не то, что под этим подразумевают обычно простые люди.
Воспаленный переизбытком информации мозг пациента невзначай рождает на приеме самые невообразимые рекомендации опытному хирургу: «Сделайте мне миопексию при блефоропластике», при этом сам пациент имеет весьма сумеречное представление об анатомии и, тем более, об этапах операции.
Мне часто видится богатая «клиника», по-арабски сверкающая роскошью, и ее «специалисты», не имеющие даже медицинского образования, но выдающие такие и им подобные медико-филологические изыски. Хотелось бы предостеречь людей – бойтесь этих псевдоврачей, говорящих латиноподобную абракадабру. Они просто создают себе дутый авторитет и тщательно потом его поддерживают.
Созидательную помощь можно найти там, где общение врача и пациента строится на хорошем, понятном русском языке, в открытой и душевной обстановке. Где верховенствуют не желание взять побольше денег, не уходящее в паранойю и зашкаливающее ощущение собственного величия, а желание помочь наиболее простым и безопасным для пациента способом. Последнее, по сути, и раскрывает истинный профессионализм врача.
И напоследок – рекомендация пациентам. Не бойтесь казаться «смешными» или «не знающими». Вы приходите к врачу за решением своей проблемы, а не для демонстрации осведомленности во врачебном искусстве. Не старайтесь выглядеть профессиональнее Эскулапа. И не ведитесь на обилие наукообразной, латиноподобной терминологии того, к кому вы пришли за помощью. К сожалению, слишком часто за ней кроется некомпетентность.
«Не навреди» - Гиппократ, даже если он в реальности никогда и не говорил этих слов, безусловно, подписался бы под каждым из них.